А вы знаете, что можно открыть проект совсем без денег? Мы узнали у проекта “Твоя Україна”
Привет! Сегодня мы поделимся вдохновляющими инсайтами из первых уст – историей проекта “Твоя Україна”. Мы провели интервью с Лизой Пахомовой, представительницей этого инициативного сообщества и поинтересовались, как создать и поддерживать проект, даже если у вас нет финансовых ресурсов.
Вот несколько ключевых моментов из разговора:
1. Какими были первые шаги, что было самым сложным, а что наоборот – легким?”.
Когда я присоединилась к проекту, наш центр как раз переезжал из предыдущего помещения в новое.
За это большое спасибо Грузинскому Патриархату, который выделил нам помещение в соборе Святой Троицы (Самеба). Оно большое, оно бесплатное. Мы не платим за аренду и электричество.
Итак, мы имели два пусковых момента: у нас есть, что выдавать, и у нас есть, где выдавать. С этими параметрами нам повезло. Сложности, конечно, были в том, чтобы просто банально оборудовать это помещение, чтобы в нем возможно было как-то работать и существовать.
Нужна была мебель: как минимум столы и стулья, чтобы посетители и сотрудники могли присесть. Все, что касается мебели, техники – поначалу это все кто-то жертвовал.
И вот потихоньку, кто что мог: волонтеры и неравнодушные люди приносили бытовые принадлежности, стройматериалы, инструменты. Ведь полки, шкафы и стеллажи нужно было из чего-то сколотить, чтобы там разместить подгузники, каши, предметы гигиены.
"Вот так подтягивалось все.
Получается, все для оборудования, для общего удобства — делалось просто совместными усилиями."
Конечно, у нас был денежный грант уже спустя год, наверное, после начала нашей работы.
К сожалению, не знаю названия организации, но они помогли закупить нам принтер, холодильник, микроволновку, обогреватели.
“Кто мог, помогал, с чем нужно. И продолжает помогать.”
Были ли спады в притоке людей и ресурсов? Что вы делали тогда?
2. Были ли спады в притоке людей и ресурсов? Что вы делали тогда?
Лиза: — “Да. Я помню, у нас был один большой спад весной 2023 года, когда и волонтеров стало резко меньше, потому что люди уезжают дальше, и вещей стало резко меньше по какой-то причине.
Я помню, как фотографировала наши пустые вешалки, выкладывала в соцсети и писала “Помогите!”. Длилось это примерно месяц. Что произошло потом? Какая-то магия. Потихоньку начали раскачиваться люди, начали нести вещи.
Вскоре к нам пришел юноша, который занялся развитием соцсетей более активно, начал клеить наши стикеры по городу. Мы и сами распространяли листовки, переводили их на грузинский язык: “Если у вас есть ненужные вещи, пожалуйста, приносите”.
Один из наших волонтеров работал на СТО и говорил коллегам: “Приносите, что у вас есть из ненужного, а я отвезу в центр”. Для местного населения собрать вещи — это еще полбеды, а вот куда-то везти – для них это уже перебор. Поэтому был организован сбор на СТО.
Но тогда дело хорошо пошло, и до сих пор поток одежды и обуви в центре практически не прекращается.
У нас есть что вешать, вещей много, мы даже можем ими с кем-то делиться.
Один раз уже поделились с детским домом, и соседям по помещению стараемся помогать.
“Спад был. Прямо казалось, что всё: будем сидеть с пустыми рейлами.”
Сейчас, когда проекту почти 2 года, что вы думаете про развитие? Что кажется необходимым?
3. Сейчас, когда проекту почти 2 года, что вы думаете про развитие? Что кажется необходимым?
Что получается: вопрос с вещами закрыт.
Они у нас есть, их приносят – это хорошо. Гуманитарную помощь мы, к сожалению, предоставить можем нечасто, потому что не хватает средств. У нас нет такого хорошего притока донатов, чтобы осуществлять закупки на регулярной основе.
“И тут мы на 200% проявили историю, как без денег что-то замутить.”
Поначалу, когда уже появилась идея организовать творческие занятия, к нам приходили отзывчивые люди, которые говорили: — “Я могу провести вот такой мастер-класс с детьми, и вот такой со взрослыми.” Но материалы мы должны были обеспечить с нашей стороны.
“Мы, значит, разглядели внимательно, что нас окружает.”
И поняли, что у нас есть большое количество вещей, не все из которых могут быть носимы людьми с удовольствием, потому что вот там – пятна, здесь – дырки и так далее.
Но с них можно срезать пайетки, пуговицы, бусины.
Или допустим, имеем блузку с оторванным рукавом, а блузка из хорошей ткани. И можно сшить из нее мешочек, косметичку. И вот так мы начали собирать материалы. Конечно, немножко скинулись, условно, на нитки-иголки, на пачку картона.
И кинули клич: “Пожалуйста, приносите нам творческие материалы.”
Нам стали приносить краски, не новые, но вполне в адекватном состоянии, которыми еще можно пользоваться, кисточки, фломастеры, карандаши. Что-то мы потом докупили сами.
“И дело пошло. У нас все абсолютно идет в ход. Получается Zero waste в каком-то смысле. И это действительно здорово.”
Поначалу это был такой челлендж, придумать что-то классное из “отходов”. Я сама помню, как постоянно гуглила запросы по типу: “Как без швейной машинки можно переработать старую футболку?“.
Сейчас уже стало легче, мы можем позволить себе закупить что-то из материалов, например, пластилин, бумагу, клей и т.п… Но также мы знаем, что какую-то часть можем взять и из вещей, которые больше не носибельны. Теперь мы активно используем такой подход.
Например, через год, как думаешь, вы бы сосредоточились на той же помощи, что и в начале?
4. Например, через год, как думаешь, вы бы сосредоточились на той же помощи, что и в начале?
— “Мы не просто так переориентировались на досуг.
В какой-то момент стало понятно, что переселенцы, которые уже давно живут в Тбилиси (год-полтора), немножко пообвыкли, социализировались, нашли работу
То есть, у них уже не стоит остро вопрос: “Что мы будем есть завтра?”.
Самые базовые потребности, такие как жилье, еда, сон закрыты. И если двигаться по пирамиде Маслоу вверх, то возникает потребность в общении, знакомствах, в выражении себя.
У детей, да и у взрослых, есть большой интерес к творчеству, они знакомятся между собой на наших мероприятиях, начинают общаться. У нас появились устоявшиеся группы. Мы никого не ограничиваем, но “костяк” из занятие в занятие в целом сохраняется. И мне кажется, такая организация досуга будет и дальше приносить пользу. Потому что есть семьи с детьми, у которых нет средств, чтобы детей записать в какой-то кружок, а ребёнку хочется активности, взаимодействия со сверстниками. Не каждые мать и отец могут сидеть дома и что-то клеить, вырезать с детьми, потому что банально может не быть времени и сил. С пожилыми то же самое, они приходят за общением, за возможностью быть “при деле”.”
“Мы здесь, чтобы люди не чувствовали себя одинокими или ненужными.
Чтобы они знали, что есть место, куда можно прийти и пообщаться за чаем со сладостями. Расслабиться. Это сейчас очень важно, на самом деле.”
Что бы вы сказали людям, которые хотят делать свой проект, но их останавливает отсутствие денег и ресурсов?
5. Что бы вы сказали людям, которые хотят делать свой проект, но их останавливает отсутствие денег и ресурсов?
У нас все базируется на принципе “с миру по нитке” и энтузиазме волонтеров.
“Но изначально хоть какой-то ресурс должен быть.
Например, нематериальный ресурс – это желание действовать, активность, открытость миру. Потому что, как оказалось, мир не без добрых людей. Люди действительно готовы предлагать помощь, материальную, нематериальную – на бесплатной основе. ”
Поэтому нужно быть активными, не бояться спрашивать поддержки у всех друзей и знакомых, соседей, родных.
Например, зайти в кафе и спросить: -”А можно у вас Donation Box поставить?”; или - “А можно повесить у вас объявление, что у нас такое мероприятие намечается?”.
Можно кидать клич по соцсетям – люди действительно откликаются.
Но для этого, я думаю, нужна сформированная (хоть немножко) из нескольких людей команда.
“И идея – что конкретно хочется реализовать. Искреннее желание помочь другим очень сильно влияет на успех. Ну, а дальше – фантазия: что нам жертвуют и что мы можем из этого выжать?”
Чему вы научились лично или как команда за это время? Как этот проект вас изменил?
6. Чему вы научились лично или как команда за это время?
Как этот проект вас изменил?
У нас каждый – “и чтец, и жнец…”.
Открываем в себе новые таланты буквально каждую неделю. Изначально наша команда была гораздо больше, но не было четкого распределения ролей – мы просто “ишачили” и все, потому что многое было еще не организовано, у нас не было опыта.
Когда возникла идея с мастер-классами, то у волонтерки, которая сама занималась рукоделием, открылось второе дыхание. Теперь она может не просто мастерить руками, а еще и придумывать разные поделки из неочевидных материалов, чего не мог бы придумать кто-то из нас. И проводить мастер-классы!
“Я бы сказала, мы получили свои роли. И каждый на своем месте очень ценен и хорошо себя демонстрирует, развивает и проявляет.”
Поскольку я по профессии – социальная работница, у меня в колледже были задания по составлению сценариев для досуговых мероприятий. Мне это давалось очень тяжело и совсем не нравилось. Здесь в декабре я поняла, что надо писать сценарии для новогодних праздников. Кто же, если не я? И всё хорошо получилось.
Думаю, проект дал нам ресурс и опору, потому что многие шли, чувствуя: “Я могу помочь ещё кому-то.” Но со временем мы начали интересоваться друг другом, выстраивать дружеские отношения и таким образом помогать себе.
"В какой-то момент я осознала: вот живу я с мужем вдвоем, и если бы он куда-то уехал по делам, мне было бы не страшно остаться в городе одной, потому что я не чувствую себя здесь одиноко. Я знаю, что у меня есть люди, к которым я могу обратиться за поддержкой. Думаю, каждый из нашей команды это чувствует. Как сказала одна наша волонтерка, которая уже уехала в другую страну: “Твоя Україна” — это отдушина. Там отдыхаешь душой.”
И наши посетители чувствуют, что мы здесь действительно по зову сердца, поэтому им нравится приходить к нам раз за разом.”
Мы надеемся, что рассказ Лизы станет источником вдохновения для тех, кто мечтает начать свой проект, несмотря на ограниченные ресурсы.
Спасибо, “Твоя Україна”, за ценные уроки и поддержку в построении лучшего сообщества!